Крым в межсезонье
Суббота, 28.12.2024, 06:10
Меню сайта

Форма входа

Календарь новостей
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тепе-Кермен

"Каких трудов стоило иссечь этот дом божий?
Каким терпением должны были обладать те,
которые, оставили по себе этот памятник,
сами погружены во мрак забвения…"

П. Кеппен, 1837 год.

Мало посещаемый пещерный замок. С южных обрывов открывается великолепная панорама долины реки Кача и окрестных гор.
Рядом находится Кыз-Кермен.

Отличительная особенность — представленный на фотографиях хорошо сохранившийся храм с баптистерием (крещальней) и множество различных пещер, расположенных в шесть ярусов.

Абсолютная высота Тепе-Кермена - 543 м. В прошлом, как показывает само название (Тепе-Кермен- значит холм-крепость), здесь существовал средневековый пещерный город (XII-XIV вв.). С тех пор сохранились многочисленные (235) крипты (пещеры), вырубленные человеком в известняках в 6-7 ярусов, как на склонах, так и на вершине горы.
Тепе-Кермен был одним из самых многолюдных пещерных городов Крыма.

Составлено по:  Сборник материалов по церковной археологии.  2002 год.   

Тайны горного Крыма. Т.М.Фадеева. 1998 год.    


 Три года прошло с тех пор как я  прибыла в

Иерусалим и увидела все святые места,

к которым стремилась молитвы ради.

Однако, по милости Божьей, я возымела

снова желание отправиться в путь...

Из писем паломницы IV в.

 Тепе-Кермен - один из интереснейших памятников крымского средневековья.

 Этот архитектурно-археологический комплекс представляет собой укрепленное городище, расположенное на вершине столовой горы в 6 км к юго-востоку от восточного предместья старого Бахчисарая. Гора, на которой расположено городище, представляет собой эрозионный останец, отделенный от остальных массивов глубокими ущельями. Его высшая точка - 544,1 м над уровнем моря. Плоскую часть горы, площадью около 1 га, окружают отвесные скалы. Общая площадь городища 1,4 га. Доступ на плато возможен лишь с северо-восточного склона. Название Тепе-Кермен, в переводе с тюркских языков означает: «тепе» - холм, вершина горы, «кермен» - крепость.

На небольшом по площади городище насчитывается около 250 скальных помещений различного назначения, расположенных на 6 ярусах (Боровко, 1913 г.). Это - хозяйственные, оборонительные, жилые, храмовые, погребальные сооружения.


Поклонники,  паломники,  пилигримы... В разных землях их называли по-разному.  Путешествие царицы Елены в четвёртом веке на Святую Землю положило начало этой нескончаемой веренице, движимой одним общим желанием: видеть, прикоснуться, сопереживать. Иногда, не успев,  вернутся из  одного путешествия, тут же отправлялись в другое. Часто паломничество  становилось не случайным эпизодом, а образом жизни.   Посещали места, связанные с пребыванием не только Христа, но и его последователей: апостолов, мучеников, исповедников. В отличие от «великого паломничества» в Иерусалим, это были малые паломничества.

 

Да одиноко городища чернеют жутко средь степей, Забытых дел, умолкших дней Ненарушимые кладбища...

М. А. Волошин

Среди «пещерных городов» численно преобладают сравнительно небольшие поселения, до «ранга» города не дотянувшие. Это крепости-замки, располагавшиеся на высотах, господствующие над окрестными долинами. Они возникали как укрытия для жителей открытых поселений, постепенно превращаясь в резиденцию местного князька. Это также «пещерные» монастыри, не имевшие оборонительных сооружений, основанные монахами иконопочитателямп, бежавшими из Византии от притеснений светской власти в VIIIIX вв.

К юго-западу от Бахчисарая находятся две горы с почти схожими, издали напоминающими усеченный конус вершинами. Но расположенные на них городища очень непохожи друг на друга: одно из них — Кыз-кермен — практически не имеет пещерных сооружений, если не считать пещеры в восточном обрыве: зато на Тепе-кермене — не менее 250 высеченных в скале пещер, усеивающих его скалистую макушку в несколько (6) ярусов.

Вид этой горы удивителен, откуда бы на нее ни смотреть — издали, с плато, когда она как остров тонет в далях на фоне гор Главной гряды, или вблизи, где правильность ее очертаний, контрастное сочетание покрытых лесом склонов и отвесных скал макушки, загадочность пещер будят фантазию и воображение.

 

Именно зарисовки с натуры Тепе-кермена послужили К. Ф. Богаевскому основой для картины «Жертвенники». Один из вариантов рисунка изображает две одинаковые пирамидальные вершины — это, несомненно, зарисовка вершин Тепе-кермена на втором плане — Кыз-кермена. Художник назвал рисунок «Алтари в пустыне», имея в виду одни из разделов стихотворного сборника своего друга — поэта М. А. Волошина и одноименное стихотворение, где есть строки:

Я поставлю жертвенник в пустыне

 На широком темени горы.

Поэт писал в нем о языческом поклонении Солнцу, а художник увидел в стройных очертаниях Тепе-кермена подножие такого алтаря. Правда, в окончательном варианте картины художник существенно отошел от натурных зарисовок — перед нами не одна, а три одинаковые вершины, более вытянутые, похожие на пирамиды и на вулканы одновременно. Реальный, по сути, пейзаж стал одновременно картиной жизни то ли природы, то ли давно прошедших, но важных для становления человеческого духа эпох.

Городище Тепе-кермен расположено на вершине горы-останца высотой 534 м над уровнем моря и 225 м над окружающей местностью. Склоны ее поросли лесом с запада и северо-запада, остальная часть безлесна. С северо-востока наверх ведет единственная тропа. Здесь находится пещерная церковь VIIIIX вв., весьма своеобразная по интерьеру. Ее размеры — 4,5 х 10,5 м, причем внутреннее пространство вытянуто в длину не как обычно, от входа к алтарю, а вдоль него. Молящиеся размещались полукругом перед выступающим внутрь храма алтарем, окруженным шестью грубо высеченными из цельного камня колоннами, из  которых полностью уцелели три; на наружных стенках нижней части алтаря высечены большие кресты; выступ в глубине алтаря, под окном, служил жертвенником. У юго-восточной стены храма — две высеченные в полу гробницы, над ними — остатки греческой надписи, в углу — баптистерий в виде каменного ящика с крестообразной выемкой. В пещере ниже церкви исследователи начала века находили много человеческих костей: очевидно, это был могильник, куда складывали по древнему обычаю кости, вынутые из гробниц. Своеобразное решение внутреннего пространства пещерного храма роднит его с аналогичными сооружениями областей Малой Азии (Анатолии, Сирин). Поскольку носителями этих традиций были иконопочитатели, бежавшие на окраины империи, особенности тепе-керменской церкви могут служить косвенным доказательством их пребывания здесь. Очевидно, в период создания храма Тепе-кермен был уже заселен, а городище укреплено. И хотя следов крепостных стен пока не обнаружено, такой вывод может быть сделан из наличия на Тепе-кермене пещерных казематов, аналогичных мангупским и эскикерменским, что свидетельствует о существовании каких-то общих принципов в организации обороны.

Раскопками вскрыты некоторые следы существования наземных построек на плато. Большой дом из четырех помещений, в каждом из которых — вырубки для установки пифосов; меньших размеров помещение с лестницей из штучных блоков, время сооружения которого определено XII в., а верхняя кладка из тесаного камня — XIV в. Неподалеку была найдена пластина с изображениями святых. У южного края плато заметен фундамент небольшой часовенки с полукругом апсиды из массивных, грубо отесанных каменных блоков. Само название Тепе-кермен — замок или крепость на горе — говорит о том, что на плато находилось укрепление, однако раскопки пока не дали полной картины жизни городища. Зато пещеры Тепе-кермена, наиболее сохранившие следы былой жизни на горе, являют собой едва ли не все многообразие типов, встречающихся в пещерных городах. Наиболее полное обследование пещер Тепе-кермена было предпринято в 1912 г. Крымским обществом естествоиспытателей и любителей природы. А результаты его были обобщены Н. А. Боровко в работе, которая «по полноте иллюстративного материала (фотографии, планы, чертежи), охватывающего едва ли не все пещеры этого города, нужно отдать ей справедливость, представляет исключительное явление в литературе о пещерных городах». Установлено реальное, количество имеющихся на сегодня пещер — 250, дана их классификация по форме. Самые крупные пещеры, с входом во всю ширину, составляющие примерно половину всех пещер, Боровко причислил к самым ранним: внутри имеется обычно нечто вроде «завалинки», с углублением, напоминающим ясли, верхний край которого иногда приподнят и снабжен дырами, словно для привязи скота. Часто встречаются в таких пещерах «каменные кольца» — так приходится назвать, — пишет Боровко, — высеченные в стенах, потолке уступы с дырами, очень напоминающими отрезки кольца, вставленные своими концами в каменную массу». Пещеры с входом в виде люка, находящиеся на вершине плато, производят впечатление погребов наземных сооружений, за исключением нескольких, служивших цистернами для сбора воды. Пещеры с «дверью», которых насчитывается 57, — это маленькие помещения без окон. Отмечает он также и несколько самых маленьких — ниже человеческого роста — и самых «непонятных» пещер с входом-«дверью», расположенных с противоположной стороны горы.

На юго-западе скала выдается в лес уступом: обогнув ее и двигаясь к югу, встречаем самую крупную пещеру. Перед ней естественная терраса, в левом конце которой вход в виде двери: против входа — выступ с нишей, над ними, по обе стороны — две нишеобразные выемки. По словам Боровко, «некоторые принимают ее за пещерный храм, но не христианский». Разбирает Боровко и основные гипотезы о происхождении пещер. Первая приписывает их образование «народу глубокой древности», «троглодитам» Страбона: эту точку зрения высказывали Дюбуа де Монперэ, Д. Струков, Г. Караулов. Другие приписывают крипты христианам, спасавшимся от гонений, иконопочитателям (Паллас  др.). Согласно третьей гипотезе, высказанной немецким ученым Тунманом в 1777 г., Тепе-кермен — это кладбище глубокой древности. «Тепе-кермен, то есть замок горной вершины, — писал он, — высокая, отдельно стоящая гора в виде сахарной головы. На вершине, которой еще и теперь видны остатки крепости, по-видимому, глубочайшей древности. Вся скала покрыта бесчисленным количеством гротов и пещер, расположенных в особом порядке, почти как колумбарии древних. Можно думать, что их назначение и было служить местами погребения».

Интересно, что Тунман упоминает руины крепости на вершине. Сегодня о ней говорят только остатки «постелей» боевой стены, которые вместе с вырубленными в скале верхними маршами дороги свидетельствуют о продуманной системе укреплений, вполне типичной для ранне средневековых крепостей Внутренней гряды — Эски-кермена, Мангупа (на мысе Тешкли-бурун).  В этом случае можно рассматривать пещеры над верхним маршем дороги как «пещерные казематы», входившие в систему обороны, а сам Тепе-кермен как феодальный замок раннего средневековья, возможно, возникший на территории укрепленного убежища, с примыкавшим к нему сельским поселением, к которому принадлежали пещеры восточного и юго-восточного склона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Copyright MyCorp © 2024